Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?

Разъяснение положений Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ)

10.11.2023

В
силу статей 3 и 4 Федерального закона № 113-ФЗ присяжными заседателями могут быть
граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, составляемые
исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Согласно
ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 113-ФЗ участие в осуществлении правосудия в
качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в
присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Федеральным
законом № 113-ФЗ в части 2 статьи 3 закреплены ограничения, применяемые к
кандидатам в присяжные заседатели. Так, присяжными заседателями не могут быть
лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные
заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость;
признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в
связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и
затяжных психических расстройств.

Кроме
того, согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 113-ФЗ, к участию в
рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ,
в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые или
обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется
судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие
полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

В
соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 113-ФЗ граждане призываются к
исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на период
рассмотрения уголовного дела.

При
этом кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в
состав коллегии присяжных заседателей могут быть привлечены для участия в
качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Также,
Федеральным законом № 113-ФЗ установлено, что за время исполнения присяжным
заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд
выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное
вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого
суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении
правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его
основной работы за такой период.

Кроме
того, судом присяжному заседателю возмещаются командировочные и транспортные
расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере,
установленных для судей.

За
присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению
правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации,
предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя
или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не
допускаются.

Кроме
того, необходимо отметить, что время исполнения присяжным заседателем
обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов
трудового стажа.

Также,
на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются
гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией
РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной
системе РФ», Законом РФ от 26.07.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ»,
Федеральными законами от 20.04.1995 № 45ФЗ «О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20.08.2004 №
113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской
Федерации».

Таким
образом, присяжные заседатели – это обычные граждане, назначаемые для участия в
судебных заседаниях, где рассматриваются уголовные дела, которые выбираются
случайным образом из списка граждан, составленного на основе данных о населении.

Стоит
обратить внимание руководителей предприятий и организаций, что согласно ст. 6 Федерального
закона № 113-ФЗ должностные лица и руководители организаций независимо от их
организационно-правовой формы обязаны по запросу
исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта РФ представить
информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные
заседатели. За непредставление такой информации, а также за представление
заведомо неверной информации эти лица несут ответственность, установленную ст.
17.6 КоАП РФ, в частности в виде предупреждения или наложения административного
штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей.

Прокуратура Быковского
района

Галерея

Посмотреть всю галерею

Видео